Сервис Направления деятельностиЭнергосбережение Принципы работыОтзывы и рекомендацииВакансииДолжникиДокументыСтатьи
20 Июнь 2012 / "НА ВСЕОБЩЕМ обозрении"

Холодильные витрины выполняют функции, жизненно важные для каждого магазина. Разнообразие этого вида оборудования позволяет использовать его в разных форматах торговли, вписать в любое пространство, интегрировать в любой интерьер. Основными трендами сегмента остаются энергосбережение и эргономичность, в моде – прямые линии, подчеркивающие простоту форм и универсальность конструкции.

Холодильные витрины являются необходимым функциональным элементом любого магазина и составляющей его дизайна. «Психология потребителя такова, что перед покупкой он хочет потрогать товар, рассмотреть его поближе, самостоятельно удостовериться в его качестве и свежести, – говорит маркетолог по холодильному оборудованию компании «Торговый Дизайн» Лилия Амирова. - Однако продукты, требующие особых температурных условий хранения, например, мясные, рыбные, молочные, кондитерские, было бы проблематично демонстрировать потребителю, если бы не холодильные витрины.

И в магазинах самообслуживания, и при торговле через прилавок наличие витрин позволяет экономить затраты на дополнительный персонал и время сотрудников, которым не приходится обслуживать каждого покупателя».
Основные функции этого вида оборудования: экспозиция товара, хранение товарного запаса, привлечение внимания потребителя, рабочая поверхность для сотрудника торгового зала.

Видовое разнообразие

Холодильные витрины производятся в разных габаритных размерах, что позволяет вписать их в любое пространство и использовать, как в больших гипермаркетах, так и в маленьких магазинах у дома, а также в различных дизайнах, привлекающих дополнительное внимание к товару, но не отвлекающих от него, и создающих комфортную обстановку для покупателей.

Разные форматы магазинов, отмечает коммерческий директор «Компания Экспохолод» Юлия Давыдова, требуют различных типов витринного оборудования: в гипермаркетах основной акцент делается на витрины self-service (самообслуживание), так как основной приоритет – оборачиваемость товара, быстрота обслуживания покупателя; для магазинов «у дома» лучше подходят прилавки с небольшой зоной выкладки, но оснащенные ступенчатыми поддонами и имеющие охлаждаемые накопители (чтобы не оснащать заприлавочную линию дополнительными шкафами для хранения суточного запаса); в супермаркетах важно разнообразие специализированных витрин единого дизайна; на крытых рынках повышенные требования к износостойкости и простоте обслуживания; а магазины премиального сегмента, как правило, оснащаются оборудованием эксклюзивного дизайна для торговли деликатесами.

В зависимости от вида, объема и характеристик выставляемого товара, способов торговли, площади торговых залов и условий размещения, витрины могут различаться по множеству параметров: температуре хранения, способу охлаждения, функциональному назначению, глубине и высоте выкладки, дизайну, цветовому спектру подсветки и др.

Внутренняя поверхность может быть изготовлена из пищевого пластика, оцинкованной или нержавеющей стали. Для отделки рабочего стола продавца используется гранит.

Для отдельных продуктов ритейлеры используют специализированные витрины, что позволяет обеспечить лучшую сохранность качества. С учетом вида продуктов, для демонстрации которых они предназначены, витрины делятся на гастрономические, кондитерские, для свежей рыбы и т.д. «При производстве подобных витрин учитывается специфика товара и возможность как можно лучше преподнести его потребителю», - поясняет Лилия Амирова.

Для выкладки и продажи рыбы используют статические витрины под лед, а для продажи свежего мяса устанавливают или витрины со статическим охлаждением, или вентилируемые витрины с температурным режимом -1..+2 °С, с малой скоростью вращения вентиляторов, уменьшающими процесс «заветривания». «В таких витринах могут быть специальные поверхности для выкладки, позволяющие находиться продуктам в комфортных условиях, - рассказывает руководитель отдела рекламы и PR компании Cryspi Наталья Пасюкова. - Например, на рыбных прилавках имеются стойки для отвода талой воды. Низкотемпературные витрины статического охлаждения, предназначенные для демонстрации и хранения замороженных продуктов питания, оснащаются функциональными корзинами, в которых предусмотрены сетчатый отсек - для размещения товарного запаса и верхний лоток - для демонстрации товара».

Секции гастрономии и салатов комплектуются как стандартными витринами, так и витринами самообслуживания, объединенными дизайном, и позволяющими соблюдать индивидуальный температурный режим в диапазоне от 0 до +6 ?С для каждой категории товарной продукции.

Витрины для кондитерских изделий отличаются большой площадью выкладки и специальной подсветкой, сохраняющей привлекательный внешний вид десертов и эффективно стимулирующей импульсные покупки. Для продажи тортов оборудование комплектуется выдвижными поддонами, а для торговли горячим хлебом – нейтральными прилавками с поддонами из натурального дерева. Поскольку десерты выставляются без упаковки, необходимо избежать заветривания. В последнее время большой популярностью пользуются специальные вентилируемые витрины для продажи кремовой продукции, увеличивающие сроки реализации этого капризного товара, поддерживая стабильный температурный режим на каждой полке.

«Секции готовой кулинарии, кроме охлаждаемых прилавков часто комплектуются специальными секциями с «сухим» подогревом (ТЭНы) - как правило для пиццы, выпечки или мармитами (обогрев горячим паром) для весового товара, - отмечает Юлия Давыдова. - Многие магазины, в непосредственной близости от таких отделов размещают зоны кафе или бистро. Для хранения выпечки в таких случаях существуют специализированные витрины, в которых создаются особые температурные и влажностные условия».

Элемент брендинга

Дополнительные возможности оформления торгового зала открывают витрины на заказ. Зачастую премиальные магазины и кафе класса люкс ориентируются на изготовление витрины на заказ, что стоит дороже, но сразу учитывает функциональность, оригинальность и сочетание с общим интерьером зала.
«Эксклюзивные витрины на заказ позволяют владельцу бизнеса и торговой марки оформить свой магазин в фирменном стиле, следуя корпоративным принципам и концептам, - поясняет Лилия Амирова. - Это своего рода элемент брендинга. Иногда клиент бывает стеснен особенностями планировки помещения, отведенного под магазин, в таких случаях витрины на заказ позволяют решить проблему размещения оборудования».

Основными вопросами, при создании витрин на заказ остается дизайн - эксклюзивные элементы в отделке, без потерь функциональности, а также возможность кастомизации (дополнений и изменений), способствующих повышению привлекательности демонстрации продукции. «Суть витрины - представлять товар, а потому ее дизайн, даже эксклюзивный, должен не отвлекать внимание покупателей от товара, а подчеркивать его преимущества, - рассказывает Юлия Давыдова. - Например, кондитерские изделия лучше смотрятся в светлом и мягком обрамлении, для чего витрины окрашивают в желтые, салатовые, бежевые и золотистые цвета. Для привлечения внимания покупателей к товару используют эффектное освещение, которого достигают при помощи белого света, при котором товар смотрится более свежим. Лампы обычно устанавливают с боковых сторон витрин, для лучшего отражения устанавливают зеркальные боковые стены».

«Витрины по типам можно разделить условно на эксклюзивные, это может даже быть витрина стандартная, но в очень необычном апгрейде из резного массива дерева открашенного под зебарно или натуральный тик, - рассказывает директор по развитию мебельного бюро «Надеждин» Юлия Антипова. – И специализированные – витрины, которые нужно подогнать под маленькое помещение, особые функции то есть, в условия, при которых нельзя использовать обычные витрины. Если сложить два этих типа и реализовать в одном изделии, получиться премиальная нестандартная витрина, такая которой не будет ни у кого. Это как платье на заказ. Она не может быстро изготавливаться и стоить дешево, потому что каждая такая витрина, по сути, - эксперимент».

Как рассказала Юлия Антипова, при изготовлении встраиваемых холодильных поверхностей изначально имеется холодильный агрегат, а дальше, по специальным эскизам и шаблонам делаются: каркас, куда встраивается поверхность, столешница (как правило, камень), декоративная лицевая поверхность - облицовка каркаса, стойки и кронштейны под стекло, выполняющие функцию крепления стекла витрин, сами фронтальные стекла, дверцы, полки, подсветка полок - люм или светодиодная. В общем, из холодильного агрегата получается эксклюзивная и нестандартная витрина.

Многие эксклюзивные модели декорируются вставками из дерева, замши или под золото, оснащаются дополнительной комплектацией и опциями, добавляет Наталья Пасюкова.

Наличие эксклюзивной витрины на торговом объекте само по себе ничего не даст, если витрина не является частью общей концепции торгового зала, вкупе с другим оборудованием, дизайном помещения, общей концепцией организации продаж на объекте или в сети магазинов. «Очевидно, что заказчик, для которого производится специальное оборудование, четко представляет себе, какую роль оно будет играть в торговом зале в рамках общей концепции сети», - говорит заместитель директора компании Topstyle Establishment Игорь Гончаров.

Важная деталь дизайна – возможность стыковки в линию витрин одной линейки, но различного назначения (от кондитерских до морозильных и тепловых) без использования боковин.

В моде – четкость линий

Как правило, направления в развитии рынка магазиностроения, в том числе и тренды в разработке витрин, задает проходящая раз в три года в Дюссельдорфе выставка EuroShop, постоянными посетителями которой являются российские ритейлеры и инжиниринговые компании. Энергосбережение и эргономичность в прошлом году заявлялись как свежие тенденции. В свете тренда энергосбережения производители внедряют инновации и в сегменте витрин. Например, создана технология автоматической оттайки испарителей и оптимизированной работы кантового обогрева стекол витрин, позволяющая уменьшить энергопотребление ТЭНами оттайки. Галогенные и светодиодные лампы дают возможность максимально снизить отдачу тепла от систем подсветки. Как правило, средний срок службы светодиодных ламп составляет свыше 50 тыс. ч, их применение вместо обычной люминесцентной подсветки позволяет сэкономить до 75% электроэнергии. Кроме того, установка светодиодной подсветки снижает теплопритоки от освещения, что, в свою очередь, приводит к снижению производства холода до 6%. Применяются внутренние теплообменники для снижения температуры хладагента, электронные терморегулирующие вентили, энергосберегающие вентиляторы, стеклопакеты с низким коэффициентом теплопередачи, ночные шторки, альтернативные хладагенты и т.д.

Цельнозаливной корпус без щелей и соединений, не допускающий утечек холода и притока тепла, дает до 20% экономии энергии.

Применение современных пенополиуретановых материалов с пониженной теплопроводностью позволяет использовать компрессор меньшей мощности без уменьшения рабочей производительности. Использование того, или другого метода снижения энергопотребления должно приниматься на основе планируемого времени использования оборудования и расчета его срока окупаемости.

Изменяется и дизайн витрин. В последние годы все крупные европейские производители демонстрировали витрины в кубическом дизайне. Действительно, прямые линии подчеркивают простоту форм и универсальность конструкции оборудования, которое благодаря разнообразию видов отделки можно интегрировать в интерьер любого торгового зала.

«Прямое фронтальное стекло у витрин - основной европейский тренд, - рассказывает Лилия Амирова. - Стекло может иметь небольшой наклон или быть строго вертикальным. Витрина в таком исполнении очень хорошо вписывается в интерьер, выполненный в стилях hi-tech или минимализм, которым присуще четкость линий и правильность геометрических форм. Новый дизайн витрин с прямым стеклом востребован магазинами премиального сегмента розницы, поскольку простота и элегантность исполнения придают дороговизну и солидность. Этот тренд обязательно найдет отклик и на российском рынке, особенно в крупных городах».
Поверхность витрин стала использоваться и как рекламная площадь, на которую можно нанести любой плакат или символику.

Расставить акценты

При выборе витрины специалисты советуют учесть особенности продуктов, для хранения которых они будут предназначены. Если предполагается выставлять незамороженные продукты питания, такие как молочные и колбасные изделия, полуфабрикаты, целесообразно использование среднетемпературные холодильные витрины.

Для хранения замороженных продуктов нужно купить низкотемпературные витрины, обеспечивающие поддержание температуры до -6 °С, а для продуктов глубокой заморозки - специальные витрины с температурным режимом до -18 °С .
При необходимости хранения продуктов питания, требующих особых условий хранения, покупают универсальные, комбинированные витрины, сочетающие в себе свойства средне- и низкотемпературных. Для кондитерских изделий выбирают оборудование, обеспечивающее хранение от +3 до +8 °С.

Если необходимо равномерное распределение охлажденного воздуха для хранения упакованных продуктов, лучше использовать витрины с принудительной циркуляцией, обеспечивающейся вентиляторами, разгоняющими воздух по всему периметру. Но для хранения нерасфасованных продуктов питания без упаковки такой режим не рекомендуется - возможно заветривание, поэтому лучше выбрать естественную циркуляцию, при которой холодные воздушные массы опускаются произвольно.

В магазинах и отделах с торговлей через прилавок, целесообразно использовать закрытые витрины. А при самообслуживании для обеспечения свободного доступа покупателей к товарам, как правило, устанавливаются открытые витрины.
Специалисты советуют обратить внимание на марку компрессора, выбирать зарекомендовавшие себя бренды, обеспечивающие бесперебойную работу.

Еще одной особенностью, отвечающей за экономичность витрины, является толщина стекла. Толстое стекло обеспечит долговременное сохранение холода и повышенную ударопрочность.

Стоить учесть режим оттаивания, который может быть ручным и автоматическим. Ручной несколько дешевле, но при не своевременном оттаивании может привести к нарушению температурного режима и быстрому износу компрессора. Следует проверить герметичность пульта управления, т.к. при ее нарушении устройство ломается и требуется замена.

Лучше выбирать оборудование, в конструкции которого используются компрессоры и комплектующие только импортных производителей, поскольку в них изначально закладываются технологии энергосбережения, отмечает Наталья Пасюкова.