Сервис Направления деятельностиЭнергосбережение Принципы работыОтзывы и рекомендацииВакансииДолжникиДокументыСтатьи
30 Октябрь 2012 / Магазины малых форматов

В последнее время на российском рынке развитие магазинов формата супер- и гипермаркет набирает свои обороты. Однако формат «магазин около дома» не теряет своей актуальности. В основном, в таких магазинах не менее 70% ассортимента, это товары первой необходимости. Ассортиментный перечень может быть таким:

Все товары в соответствии с предпочтениями потенциальных покупателей делят на:

К товарам повседневного спроса относится то, что покупатель приобретает при каждом визите в магазин, к ним можно отнести: молочные, мясные продукты, хлеб и овощи.

Именно в соответствии с повседневным спросом, при проектировании магазина оборудованием, закладывается правило "треугольника" (размещение в 3х разных зонах торгового зала): овощей-фруктов, молока-мяса, хлеба.

Товары периодического спроса — это товары, которые приобретаются один раз за продолжительный период времени, например раз в месяц. К ним можно отнести: товары бакалейной группы, деликатесы, кондитерские изделия, бытовая химия.
К импульсной покупке относятся те товары, покупка которых в данный визит не планировалась покупателем.

Как установлено статистикой, различные зоны в супермаркете неравноценны по отдаче. Так, по ходу движения, покупатель совершает около 40% покупок в первой четверти зала, около 30% во второй , 20% в третьей и 10% в оставшейся. Так же считается, что около 80% покупателей обходят по периметру все точки продаж, и только 50% покупателей обходят внутренние ряды.

Для выравнивания отдачи по всей торговой площади - товары повседневного спроса, в основном, размещают во второй и третьей частях зала, преимущественно по периметру. На пути к ним располагают сопутствующие товары, стимулирующие импульсные покупки. От того, какая площадь в магазине, зависит, какой выбирают метод торговли в отделах (самообслуживание, торговля через прилавок или смешанный). Например, для формата 200-300 м2, наиболее часто применяют метод самообслуживания.

При организации торгового пространства, с точки зрения потери холода, более рационально использовать линейную планировку, что так же имеет преимущества с точки зрения организации внутренней безопасности и защиты от краж.

Так же очень важно правильно спроектировать зоны входа-выхода, входа в торговый зал и расчетно-кассовую зону. В зоне входа-выхода, как правило, располагаются упаковочные столы для покупателей, совершивших покупки, камеры хранения, накопители покупательских корзин и тележек. Как правило, в этой зоне пересекаются потоки покупателей. Зона входа является идеальным местом для выкладки товаров импульсного спроса и высоко-прибыльных товаров периодического спроса.
При проектировании магазинов учитывается даже тот фактор, что процент приобретения товаров покупателями по ходу движения по правой стороне выше на 20 %, т.к. у людей более развито правое полушарие, поэтому движение покупателя планируется по часовой стрелке.

При организации расчетно-кассовой зоны определяется оптимальное количество кассовых терминалов. Для этого используют массу теоретически сложных схем. В среднем принято считать один кассовый узел на 80-150 м2 торговой площади.
Ширина проходов также определена в соответствующих ГОСТах и др. нормативных документах. Однако реальную ширину определяют запланированные покупательские потоки. Особое внимание уделяют отделу с товарами повседневного спроса, где, как правило, останавливается много покупателей и для их комфорта закладывают ширину не менее чем 2 м. Ширину прохода между стеллажами принято закладывать около 1,6 м. Еще одной критичной зоной по ширине проходов является прикассовая площадь, которая должна составлять не менее 2,2 м. Очередь в кассу не должна препятствовать проходу покупателей, еще не сделавших всех покупок. Отношение торговой площади, занятой оборудованием, к общей площади торгового зала называется коэффициентом эффективности и должно составлять для супермаркетов 0,3, для магазина у дома 0,45-0,5.

К сопутствующему оборудованию магазина относят тележки и корзины. Их количество и литраж вычисляют в зависимости от формата магазина и его площади. Корзины бывают из стальной проволоки, пластиковые, с одной или двумя ручками, а в последнее время все большую популярность приобретают корзины на колесах с высокой, либо телескопической ручкой. Этот вид корзин является отличной альтернативой тележкам для магазинов с узкими проходами.