Сервис Направления деятельностиЭнергосбережение Принципы работыОтзывы и рекомендацииВакансииДолжникиДокументыСтатьи
30 Март 2012 / Эра Энергосбережения

Высокие тарифы на энергоресурсы и рост стоимости электричества стали причиной освоения сберегающих технологий продуктовыми розничными операторами. Известно, что доля холодильного оборудования в энергопотреблении магазина может достигать 90 %. Компании-производители холодильного оборудования, целеустремленно занимающиеся внедрением энергосбережения в ритейле, способны рекомендовать технологии, позволяющие достичь максимального эффекта в зависимости от задач и условий функционирования конкретного торгового объекта.

Фудритейл считает киловатты

В энергопотреблении магазина доля холодильного оборудования – самая значительная и составляет от 50 до 90 %. Например, в среднем супермаркете швейцарской сети Migros на долю систем холодоснабжения приходится почти две трети общего энергопотребления, в гипермаркетах «Лента» – около 70 %.
В нашей стране тяжело внедряются проекты энергосбережения, требующие дополнительных инвестиций, такова российская ментальность, но те, кто планирует развитие на годы вперед, понимают, что если за год стоимость электричества повышается в среднем на 30 %, то через три года вырастет почти на 100 %.
Отпугивает то, что инновационное оборудование в среднем на 30 % дороже обычного, но надо считать, что при эксплуатации оно дает 10 % экономии в год. Срок окупаемости такого оборудования – от года до пяти лет, в зависимости от комплектации и количества установок.

Необходимость внедрения технологий энергосбережения нередко связана
с условием функционирования магазинов. В малоформатных магазинах часто устанавливают ограничители мощности, приходится расходовать электричество в рамках выделенной мощности. Существуют проблемы нехватки лимитов на электроэнергию в супер- и гипермаркетах: так как электросети перегружены, поставщики электроэнергии могут отказать в покупке дополнительных лимитов. При энергосберегающем оборудовании необходимость в дополнительных лимитах отпадает.

«Цены на энергоресурсы постоянно растут, и даже в нашей стране в последнее время владельцы бизнеса вынуждены уделять внимание проблемам энергосбережения, – говорит ведущий менеджер по продукту компании «Полаир» Светлана Щербакова. – Очень долго тема энергопотребления была интересна им только с точки зрения выделения лимитов для конкретной торговой точки. Но ситуация меняется. Общая мировая тенденция, как обычно, пришла к нам с некоторым опозданием и не в такой степени остроты, как в западные страны, но не считаться с проблемой уже нельзя».
Российские розничные операторы все активнее обращают внимание на энергосберегающее оборудование, считает генеральный директор компании «Карел Рус» Андрей Брук: «Доказательством тому является реализуемая в настоящее время масштабная программа модернизации магазинов всех форматов одной из ведущих торговых сетей России, направленная на уменьшение энергопотребления холодильного оборудования. Другой пример – пилотный проект энергоэффективного гипермаркета еще одной федеральной торговой сети, готовящийся к запуску в апреле 2012 года. Радует и интерес небольших региональных сетей к внедрению у себя решений, апробированных на более крупных сетевых операторах».
Если еще три года назад, вспоминает Энрико Коньолато (компания Arneg), когда концерн начал предлагать решения по сокращению энергопотребления в российских магазинах, обеспечиваемые применением энергосберегающего оборудования, идеи практически не встречали понимания, то в настоящее время, ввиду роста цен на электроэнергию, многие ритейлеры проявляют живой интерес к данной теме. В России «эра энергосбережения» уже началась, считает эксперт.
С этим мнением соглашается коммерческий директор ООО «Компания Экспохолод» Юлия Давыдова, отмечая, что за последние 2 года практически все ритейлеры стали вводить в технические задания и применять на практике те или иные энергосберегающие технологии. Оптимальной считается технология, срок окупаемости которой укладывается в 3 года эксплуатации инновационного оборудования. Но большинство методов имеют срок окупаемости от 8 месяцев до 2 лет. Поэтому уже можно сказать, что энергосбережение – восходящий тренд современного ритейла.

И все-таки интерес отечественных сетей к вопросу энергосбережения пока нельзя назвать высоким: этот тренд идет в Россию, но довольно медленно, отмечает руководитель направления «Промхолод» в ЗАО «ГРУППА «РУССКИЙ ПРОЕКТ» Андрей Батов, и дороговизна оборудования – не единственный фактор, тормозящий распространение тренда энергосбережения среди российских торговых предприятий: «Серьезную роль играет… привычка. Отдавать предпочтение привычному, проверенному временем, типичному оборудованию – характерная черта большинства предприятий». Между тем компании-производители активно продвигают на рынок инновационные продукты, способные не только экономить электроэнергию, а значит, и денежные расходы розничных операторов, но и обеспечивать бережный подход к окружающей среде, не выбрасывая в атмосферу вредные вещества».

Концепция инновации

Специалисты подчеркивают, что внедрение даже простых механизмов модернизации в магазине дают огромный эффект, поэтому перспективы новаций огромны.
Эффективное снижение энергопотребления подразумевает разработку концепции, начиная с проектирования станций холодоснабжения, самого холодильного оборудования торгового объекта и систем холодоснабжения, поскольку именно на этом этапе закладываются характеристики оборудования, определяющие, какие именно энергосберегающие технологии будут применяться на объекте. На основании этих данных разрабатывается оптимальный проект, реализация которого позволяет сократить расходы как на монтаж, так и на обслуживание.

Для создания энергосберегающего оборудования существует масса параметров, отмечают эксперты. Все начинается с проектирования корпуса высокой плотности и достаточной толщины для обеспечения требуемых рабочих температур с теплоизоляцией полиуретановой пеной.

Некоторые производители для вспенивания пенополиуретана используют экологичный циклопентан. Такая технология позволяет изготавливать надежные цельнозаливные корпуса шкафов, исключающие теплопритоки, а значит, гарантирующие оптимальную работу холодильной системы и низкое потребление электроэнергии.

При расчетах оборудования принимаются во внимание коэффициенты энергосбережения (Energy saving index TEC/TDA European Average), т.е. соотношения суточных энергозатрат на единицу площади выкладки.

Затем изучаются различные решения: технические (применение внутренних теплообменников для снижения температуры хладагента, электронных терморегулирующих вентилей, системы оттайки горячим фреоном, энергосберегающих вентиляторов, специальных пультов управления, стеклопакетов с низким коэффициентом теплопередачи, отказ от нагревательных кабелей) и механические (двери / закрытия сдвижные или распашные без применения ПЭНов, светодиодная подсветка, специальные уплотнения, система централизованного управления ночными шторками и освещением для снижения энергопотребления в ночное время, особая геометрия воздухоподающих решеток, исключающая образование конденсата на стеклах).

В соответствии с задачами выбираются оптимальные решения. «Основные технологии в области энергосбережении – это алгоритмы плавающего давления конденсации и всасывания, как с электронными, так и с механическими терморегулирующими вентилями, – рассказывает Андрей Брук. – Эти решения позволяют уменьшить нагрузку на холодильную централь».

Одним из эффективных вариантов является технология оттайки горячим газом. Оттайка электротэнами «съедает» около 40 % потребления энергии. Установка системы оттайки горячим газом позволяет отказаться от электротэнов.
Все шире применяются технологии рекуперации энергии – использование сбрасываемого тепла для нагрева воды, приточного воздуха для обогрева помещений и т. п. Популярная в Европе технология позволяет утилизировать выделяемое холодильным оборудованием тепло и направлять его на полезные цели. Например, в одном из гипермаркетов «Линия» благодаря установке рекуперации получают в сутки 12 куб. м теплой воды, используемой в производственных цехах.

Производители исследуют и внедряют на рынке холодоснабжения оригинальные инновации. Например, создана технология «интеллектуальной» оттайки испарителей и оптимизированной работы кантового обогрева стекол витрин, позволяющая уменьшить энергопотребление ТЭНами оттайки и кантового обогрева. Широко используются технологии интеграции управления системами отопления, вентиляции, кондиционирования и холодильного оборудования.

Поставщики выделяют инновационную разработку японской компании – объединенную в одном блоке систему для функционирования средне- и низкотемпературного холодильного оборудования, зонального обогрева, кондиционирования и очистки воздуха. Такую систему можно подключить ко всем холодильным витринам, установленным в магазине, рекуперация тепла позволяет сократить энергопотребление на 50 %. В основе работы этого оборудования лежит принцип рекуперации и технология VRV. Одно из преимуществ – работа с использованием системы Conveni-Pack, объединяющей в себе функции высокой и низкой температуры заморозки, а также кондиционирование воздуха, в том числе отопление.

«Любая технология в определенной мере способствует энергосбережению, и максимальных результатов можно достичь, комбинируя определенные технологии в зависимости от типа холодильной мебели, – говорит Энрико Коньолато. – Например, для низкотемпературного оборудования – это сочетание закрытий из стекла с низким коэффициентом теплопередачи, теплообменников, электронных терморегулирующих вентилей, энергосберегающих вентиляторов и светодиодной подсветки».

Крупные ритейлеры стремятся к оптимальному оснащению единиц холодильной техники. Например, в швейцарской сети Migros практически не используются открытые торцевые элементы охлаждаемых горок, но обязательно наличие фронтальных панелей и ночных шторок. Более 90 % морозильных бонет снабжены раздвижными прозрачными крышками. При оснащении холодильного оборудования используется обогрев корпуса и стекол. Температура конденсации гибко регулируется в зависимости от внешней температуры. За счет оптимизации теплообменников и компрессоров достигаются минимальные значения разницы температур и потерь давления. Используются галогенные лампы, позволяющие максимально снизить отдачу тепла от систем подсветки.

Нетрадиционный хладагент

Интерес производителей всего мира вызывает использование углекислого газа СО2 в качестве природного, чистого и безвредного хладагента (R744) вместо традиционно используемых хладагентов. СО2 (R744) представляет собой негорючий естественный дешевый хладагент с незначительным непосредственным воздействием на глобальное потепление и озоновый слой по сравнению с традиционными, имеет хорошие показатели эффективности для низких температур, высокую удельную холодопроизводительность и высокий уровень давления.

Как рассказала Юлия Давыдова, в последние годы на Западе широкое применение получили каскадные холодильные машины, в которых наиболее распространенным является использование различных сочетаний СО2 и среднетемпературных
хладагентов. В большинстве случаев поставляются установки, использующие СО2 в качестве низкотемпературного хладагента и R134a в качестве среднетемпературного хладагента.

Системы с применением СО2 не вредны для окружающей среды, поэтому рынок в Европе в основном перешел на холодильные установки, работающие на СО2. Фреон в Европе запрещен законодательно, как опасный для здоровья, и использование СО2 является обязательным.

Во всем мире наблюдается тенденция к ужесточению применения традиционных хладагентов. Законодательство в России пока отстает, хотя очевидно, что запрет фреона поможет и в снижении затрат, и в защите окружающей среды.
«Использование данного хладагента для систем холодоснабжения в странах северного полушария позволяет сократить эксплуатационные расходы, если сравнивать с традиционными хладагентами, – рассказывает Энрико Коньолато. – Но данная технология, ввиду ее высокой изначальной стоимости, пока не пользуется спросом в России, но мы надеемся, что в скором времени начнется ее внедрение на местном рынке, которое и продемонстрирует несомненную уместность и экономическую целесообразность ее применения».

Прогрессивные производители оборудования стремятся содействовать продвижению эко-логичного хладагента, запуская в производство модели, пригодные для работы с СО2. Но российские производители СО2 в качестве хладагента почти не используют. Всего лишь 5–6 лет назад российские игроки начали внедрять более безопасные R134a и R404а. Проблема в том, что эти хладагенты дороже, чем R22, который уже запрещен в большом количестве стран, но еще применяется в России.

«К сожалению, опыт использования СО2 в Россию еще не пришел, в том числе из-за нерасторопности государственных органов в сфере правового регулирования применения подобных установок. И в связи с практически повсеместным безразличным отношением в нашем обществе к проблемам загрязнения атмосферы и изменения климата», – считает Юлия Давыдова.